негритюд

негритюд

негритю́д в Латинской Америке, философско-политическая доктрина, идейно-теоретическую базу которой составляет концепция «культурной самобытности» чёрной расы, подчёркивающая своеобразие культуры и психического склада негритянских народов. Среди основоположников Н. представители антильской и африканской интеллигенции — Э. Сезер (Мартиника), Л. Сенгор (Сенегал) и Л. Дамас (Гвиана), основавшие в 1934 в Париже газету «Чёрный студент». Н. получил наибольшее распространение в странах Африки, на Французских Антильских островах (Гваделупа, Мартиника) и Гаити; те или иные идеи Н. приобрели влияние среди негритянского населения других стран Латинской Америки.

Возникнув в 30-х гг. как движение культурного возрождения негритянских народов, как одно из средств их духовной деколонизации, Н. выражал идею реабилитации чёрной расы, стремление отстоять самобытные ценности негритянской культуры, явился формой протеста против расизма и колониального угнетения. В антильском варианте Н. в этот период в целом преобладало общедемократическое, антиимпериалистическое содержание, нашедшее отражение в художественном творчестве поэтов и прозаиков: Ж. Прис-Марс, Ж. Румен, Ж. Бриер (Гаити), Сезер, Р. Мениль (Мартиника), Э. Лежитимус, П. Нигер (Гваделупа), К. Мак-Кей, М. Гарви (Ямайка) и др.

В 40—50-х гг. в процессе дальнейшей эволюции Н. от литературно-философского течения к собственно идеологической и философской теории среди сторонников этой концепции произошло размежевание. Прогрессивное крыло антильской интеллигенции, отбросив наиболее крайние националистам, положения, перешло на позиции научного социализма, на путь слияния с массовым антиимпериалистическим и рабочим движением (Румен, Р. Депестр, Ж. С. Алексис в Гаити, Ж. Гратиан, Мениль на Мартинике, и др.). С другой стороны, среди приверженцев консервативного направления усиливается тенденция к расистскому стереотипу мышления и культу «чёрного мессианства», к апологии мнимых психофизиологических особенностей чёрной расы как основы «чёрной культуры», являющейся антиподом «белой европейской цивилизации». В теоретическом обосновании этой философской доктрины заметно влияние экзистенциализма Ж. П. Сартра, сюрреализма А. Бретона, иррационализма А. Бергсона, психоанализа З. Фрейда, «морфологии культур» О. Шпенглера и др.

В 60—70-х гг. в обстановке бурного взрыва национализма и расизма во многих районах мира теория Н. приобретает черты идеологии «чёрного расизма», лежащей в основе политического движения «власть чёрным». Как один из вариантов расово-националистической идеологии «третьего мира» Н. базируется на тезисе о противоборстве и несовместимости «цветного» и «белого» миров, подменяющем теорию классовой борьбы стратегией «расового единства». Политическая идеология «чёрного расизма» испытала влияние, с одной стороны, постулатов маоизма, с другой — так называемых новых теорий революции Г. Маркузе, Ф. Фанона, Р. Дебре и др. В эти годы Н. в Латинской Америке представлен двумя основными течениями: ультралевым и правым. Левацкое течение возникло как гипертрофированная реакция националистически настроенной мелкобуржуазной интеллигенции и студенчества на французскую политику «деколонизации сверху». Призывая к немедленному и полному разрыву с «белой» империалистической Францией, антильские сторонники «чёрной революции» выступают с чисто расовой интерпретацией антиколониальной борьбы, сведённой ими к культу «антибелого бунта» цветных народов. Различные проявления «чёрного расизма» левацкого толка имели место и в странах бывшей британской Вест-Индии, где в силу этнической неоднородности сохраняется почва для расовых антагонизмов.

Разновидностью крайне правого, реакционного Н. является «чёрный расизм» династии диктаторов Дювалье на Гаити. Затемняя реальность классовых отношений мистикой «расовой общности», Н. дювальистского типа служит духовным и политическим орудием классового угнетения негритянских народных масс правящей гаитян, верхушкой.

Учитывая двойственную природу национализма колониальных и зависимых стран и поддерживая лучшие, демократические традиции Н. 30-х гг., антильские коммунисты вместе с тем ведут решительную борьбу против всех проявлений идеологии «чёрного расизма» как правого, так и ультралевого толка, подчёркивая очевидную опасность и историческую несостоятельность всяких попыток грубого раздела мира на «чёрные» и «белые» зоны, создания разного рода «цветных барьеров» на пути развития современного человечества.

Литература:
Мениль Р., Историко-критические заметки о негритюде, в книге: Проблемы идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки, М., 1967;
Шульговский А. Ф., Расовые проблемы и идеологическая борьба в Латинской Америке, в книге: Народы против расизма, М., 1970;
Стеценко А. К., Идеология негритюда и проблемы антильского освободительного движения, «Латинская Америка», 1976, № 4;
её же, Национализм и особенности проявления идеологии негритюда на Французских Антиллах и Гаити, в книге: Национализм в Латинской Америке: политические и идеологические течения, М., 1976;
Depestre R., Problemas de la identidad del hombre negro en las literaturas antillanas, «Casa de las Américas», 1969, № 53;
Pierre-Charles G., Radiografía de una dictadura Haiti…, Méx., 1969;
Kesteloot L., Négritude et situation coloniale, Yaoundé, 1970.

А. К. Стеценко.


Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1979-1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "негритюд" в других словарях:

  • НЕГРИТЮД —         (франц. negritude, от negre негр), одна из популистских (см. Популизм) идеологий периода освободит. борьбы в Африке, развитая Сенгором и др. Н. исходит из противопоставления европ. (рационализм, техницизм, индивидуализм, безличность… …   Философская энциклопедия

  • НЕГРИТЮД — [фр. negritude принадлежность к негритянской, чернокожей расе] теория н. концепция, утверждающая идею об особом самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских народов. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • негритюд — а, м. négritude f. Негритянская особенность, негритянство. В поэзии конца 20 х и 30 х годов громко зазвучала тема негра, негритянства (négritude) тема Африки. // ВЛ 1961 1 43. || Характерные особенности черной расы (в логико эмоциональной сфере) …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Негритюд — Панафриканизм Общие понятия Кваанза Маафа Негроидная раса Африканская философия …   Википедия

  • НЕГРИТЮД — (negritude фр. неологизм) культурно философская и идейно политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности черной расы, исходящая из признания неповторимости культуры,… …   Социология: Энциклопедия

  • НЕГРИТЮД — (negritude) культурное и политическое движете, начавшее с 1930 х гг. поощрять развитие гордости и достоинства в отношении наследия негритянских народов посредством нового открытия древних африканских ценностей, образов мышления. Движение… …   Большой толковый социологический словарь

  • НЕГРИТЮД — (франц. négritude, от nègre — негр), концепция национально культурной обособленности, получившая распространение в ряде стран тропической Африки, преимущественно франкоязычных. Возникла как выражение протеста против колониального угнетения и …   Литературный энциклопедический словарь

  • негритюд — м. Философско политическая доктрина, основанная на апологии этнической и культурно исторической общности негроидных народов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • негритюд — негрит юд, а …   Русский орфографический словарь

  • негритюд — а, ч. Концепція, що стверджує ідею про особливий і самостійний духовний, культурний і політичний розвиток африканських народів …   Український тлумачний словник

  • негритюд — іменник чоловічого роду напрям в африканській літературі та філософії …   Орфографічний словник української мови


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»